Чертополох

Чертополох

Эта статья открывает серию публикаций, посвященных символам, использованным в моих работах. Иногда это авторская задумка, но чаще я использую тот или иной мотив или символ по выбору и желанию заказчика.

Мы все можем оценить чувственную и эстетически привлекательную сторону искусства; мы все не раз ощущали на себе его способность очаровывать, восхищать, волновать, но также шокировать, угнетать и вызывать отвращение. Однако пока вы не заглянете за внешнюю оболочку художественного произведения, пока не поймете, что именно вы видите, вам откроется лишь крохотная часть замысла автора. Потому что искусство во многом общается с нами при помощи символов, а символ представляет собой нечто иное, чем может показаться на первый взгляд. Подобрав ключи и уловив связь между символическими отсылками, которые художники закодировали в своих полотнах и иных произведениях, вы откроете для себя богатый мир аллюзий и скрытых значений. Использование древнего языка символов позволяет и художнику, и зрителю выйти далеко за границы творческого пространства и культурных традиций и углубится в тайны человеческой души.

Клэр Гибсон, "Как читать символы"

Энциклопедическое определение

Чертополох (лат. Cárduus) — род растений семейства Астровые, или Сложноцветные, распространённых в Европе, Азии и Северной Африке. Родовое название лат. Cárduus — чертополох, происходит от античного латинского названия, применяемого к колючим растениям.

Чертополох

В русском и других языках

Русское ботаническое название рода происходит от народного названия группы сорных колючих растений, относящихся к разным видам Cardus, Arctium, Cirsium, которые ещё иногда в разных местностях продолжают называть чертополохом. Другие названия встречающиеся для этой группы растений: мордвин, мордвинник, репейник, шишобар, дедовник, осот, татарин, колючник, волчец, собачки, колюха, бодяк.

Репейнику приписывались не только вредные для человека свойства, но и способность воздействия на злых духов. Так название чертополох отражает особую медико-магическую функцию репейника — отгонять нечистую силу. Этими растениями окуривали хлевы, стремясь охранить скот от болезней. «Чертополох употребляется для изгнания бесов, вообще «нечистой силы» из дому». «Во время припадка (падучей болезни) лежащего больного очерчивают кругом и бьют «нещадно» травою чертополохом».

Слово чертополох сложное: первая часть 'черт', вторая 'полох' — глагольная основа полохатъ, пугать, переполохатъся, испугаться и др. Значение на современный язык переводится как пугающий чертей или чертогон.

Шишобар-трава — всем травам трава

Народная пословица

В вологодско-вятских говорах и пограничных с вологодскими архангельских, а также в части говоров Сибири существует слово шишобар. Мы можем соотнести первую часть сложения с диалектным названием черта (шиш). Последнее имеет приблизительно тот же ареал распространения, что и слово шишобар — севернорусские говоры: шиш, шишига, шишиган (нечистый, сатана, бес) , шиши- мора (вост.) (кикимора, привидение), шишка, шишко (бес, черт). В основе своей это название, по-видимому, табуистического происхождения. Во второй части сложения слова шишобар можно предположить элемент бор- от глагола бороть. Все слово должно было бы выглядеть как шишобор (побарывающий, побеждающий чертей).

В английском языке можно встретить названия - thistle, ironweed. В других языках: немецкий - ringdisteln, disteln, французский - chardon, испанский - cardo, финский - karhiaiset, польский - oset, украинский - будяк, чувашский - куршанак.

Harriet Isabel Adams, Thistle
Harriet Isabel Adams, 1907 г.

Национальный символ Шотландии

Есть несколько легенд, объясняющих, как чертополох стал символом Шотландии, но все легенды объединяет одно — он спасает шотландцев в тяжёлую минуту.

Одна из самых известных относится к временам правления короля Александра III (он правил с 1249 по 1283 год). Ещё отец короля, Александр II, пытался откупить Гебридские острова, которые признавали суверенитет Норвегии. Сын продолжал попытки, но норвежцы вовсе не были заинтересованы в ослаблении своего влияния, скорее наоборот — поэтому, когда до короля Хокона IV дошли сведения о том, что Александр III уже совершает набеги на один из островов, он собрал огромный флот и летом 1263 года отправился в Шотландию. Мирные переговоры ни к чему не привели, и 2 октября произошло сражение у городка Ларгс. Сперва силы шотландцев перевешивали, и норвежцы вынуждены были спасаться, отступая к свои кораблям, затем отступали шотландцы… В Норвегии до сих пор считают, что победу в тот день одержали норвежцы, ну а шотландцы считают, что победили они (в конечном счёте всё-таки именно шотландцам повезло больше — через два года контроль над Гебридскими островами всё-таки перешёл к ним). Как бы там ни было, это история. А вот легенда.

Однажды ночью норвежцы решили тихо высадиться на берег и застать спящих в своём лагере шотландцев врасплох. Чтобы никто не услышал, как они крадутся, норвежцы сняли обувь и, под покровом темноты, отправились в путь. Может быть, это нападение и увенчалось бы успехом, если бы не пришлось идти через места, заросшие чертополохом. Один норвежский воин в темноте наступил на колючки, закричал от боли, шотландцы услыхали крик, вскочили… и битва у Ларгса была выиграна.

Битва при Ларгсе
Вильям Хол, фрагмент росписи, национальная портретная галерея Шотландии

Другая же версия легенды рассказывает не о норвежцах, а о датчанах, которые попытались захватить один из шотландских замков, и действие происходит не в XIII веке, а на двести лет раньше. Датчане тоже сняли обувь, чтобы подкрасться незаметно, но, увы, обнаружилось, что во рву, окружавшем замок, была не вода, а чертополох… Пришлось с позором отступить.

Так защитник-чертополох стал эмблемой национальной, а потом и королевской. В перечне имущества короля Иакова III, скончавшегося в 1488 году, упоминается вышивка с чертополохами. С 1470 года чертополох изображали на шотландских серебряных монетах. А когда в 1503 году король Иаков IV женился на английской принцессе Маргарите Тюдор (старшей сестре упоминавшейся выше Марии, Розы Тюдоров), то в честь этого брачного союза была написана аллегория в стихах под названием «Чертополох и роза» ("The Thrissil and the Rois").

Орден Чертополоха

Древнейший и благороднейший орден Чертополоха (англ. The Most Ancient and Most Noble Order of the Thistle) — рыцарский орден, связанный с Шотландией. История современного ордена начинается в 1687 году с учреждением его королём Яковом VII Шотландским (также известным как король Англии Яков II), при этом утверждалось, что произошло возрождение ранее существовавшего ордена.

Орден состоит из Суверена и шестнадцати рыцарей и дам, а также некоторого количества «сверхштатных» рыцарей. Предоставление членства входит в исключительную компетенцию Суверена. Члены ордена могут использовать почётные приставки «Сэр» или «Дама» к своим именам, а также постноминальные буквы «KT» или «LT» (Knight or Lady of the Thistle). Также члены ордена могут использовать его символику в своих гербах, и имеют право на добавление к гербам геральдических щитодержателей.

Основная эмблема ордена — чертополох, национальный символ Шотландии. Девиз ордена Nemo me impune lacessit (с лат. — «Никто не тронет меня безнаказанно»); этот же девиз начертан на Королевском гербе и на некоторых фунтовых монетах. Покровитель ордена — Святой Андрей.

Символ Лотарингии

Чертополох является одним из символов Лотарингии совместно с её гербом, изображающим трех алерионов, и лотарингским крестом (иногда называют «анжуйский крест»). Чертополох изображен на гербе города Нанси.

Герб Нанси
Герб города Нанси, центра Лотарингии

Герб Монреаля

Красный геральдический крест обозначает христианские мотивы и принципы, которыми руководствовались основатели города. Также на гербе присутствуют пять символов, обозначающих коренное индейское население и четыре европейских народа, обосновавшихся в городе в 19-ом веке: сосна веймутова — символ коренных народов Квебека (с 2017 года), лилия Бурбонов — символ французской диаспоры (с 1939 года, вместо бобра), алая роза Ланкастеров — символ английской диаспоры, чертополох — символ шотландской диаспоры, трилистник — символ ирландской диаспоры.

Чертополох в христианстве

В Средние Века чертополох был символом Девы Марии из-за его белого сока. Отсылка была к Богородице, кормящей грудью Младенца Иисуса. Конкретнее речь идет о расторопше пятнистой (марьин чертополох), молочный сок которой имеет медицинские свойства.

Культ Богородицы «Млекопитательницы», пожалуй, самый старый из культов Пресвятой Девы в христианстве. Фреска в римских катакомбах Присциллы (вторая половина II века) — древнейшее изображение с этим сюжетом и одновременно древнейшее известное на сегодня изображение Девы Марии.

Иногда чертополох, напротив, является символом печалей мирских и греха, т.к. упоминается в проклятии произнесенном Богом Адаму. Также чертополох иногда является символом Страстей Христовых, т.к. его шипы напоминают о терновнике, венчающем голову Иисуса во время Распятия.

17. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; 18. терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою…

Книга Бытие 3: 17,18

В мировом искусстве

Альфонс Муха часто проводил выходные в Бретани, прибрежной провинции на северо-западе Франции. В результате чего была создана работа "Чертополох с песков". Часто художник так ссылался на эту работу - "Бретань". Фактически же растение, которое держит бретанская женщина, это синеголовник или «морской падуб», произрастающий на песчаном побережье в этой местности.

Существует и парная панель "Вереск с прибрежных скал" или "Нормандия", посвященная соседнему региону Франции, в котором любил проводить время художник.

Чертополох из пустыни
Альфонс Муха, Чертополох с песков, 1902 г.

В целом, мотив чертополоха часто использовался в стилях модерн и ар-нуво. Яркий пример - дом "чертополохи" в Париже. Здание построено по проекту архитектора Шарля Кляйна, фасад отделан керамикой работы Эмиля Мюллера, вдохновленной работами художника Эжена Грассе.

Одна из работ в альбоме, посвященном ботанической иллюстрации и изданном под патронажем Грассе.

Эжен Грассе, Чертополохи
Maurice Pillard Verneuil, 1896 г.

Англичанин Уильям Моррис, конечно, не мог обойти вниманием мотив чертополоха. Например, до сих пор очень популярен паттерн для обоев и ткани, найденный в архивах его компании.

Вильям Моррис паттерн чертополох
William Morris & Co, паттерн для обоев
Опубликовано: 21 июня 2018 г.

Теги: